Классика жанра
8 Сен 2009 Вячеслав Болтрукевич в рубрике О книгах | Добавьте комментарий
Просмотров: 1 182В мире бизнеса есть организации-лидеры, опыт которых стараются перенять множество компаний в различных странах. Многие управленческие методики «можно взять и внедрить», и это даст определенный эффект. Однако каждая организация, целью которой является устойчивое развитие, должна найти свой путь, исходя из тех условий, в которых она работает. Идя по «чужой дороге», вы рискуете не только не догнать, но и навсегда остаться позади конкурентов.
«Книга Производственная система Тойоты» — это, по-сути, сборник коротких эссе родоначальника знаменитой системы управления Тайити Оно. Каждое эссе представляет собой законченный логически завершенный рассказ на заданную тему. Например, в эссе «Вегетативная нервная система бизнес-организации» автор объясняет, почему организацию можно и нужно сравнивать с нервной системой человека. Поэтому эту книгу нельзя читать «от корки до корки». Скорее, наоборот, за чтением одного эссе должен следовать анализ и размышления над идеями автора.
Удивляет, что книга написана в 1978 г., уже более 30 лет назад, но автор пишет об отдельных элементах управления, которые актуальны сегодня как никогда. Ориентация на потребителя, снижение затрат, командная работа, непрерывное обучение, как выжить в условиях медленного роста – это лишь малая часть предметов рассуждений Тайити Оно.
Став начальником механического цеха компании Toyota в 1949 г. Тайити Оно занялся разработкой и внедрением новых методов организации производства. Вплоть до конца 1970-х годов он создавал то, что сегодня известно как производственная система Тойоты (Toyota Production System – TPS). Осознавая природу изменений, он долгое время не позволял описывать принципы этой системы. Причиной этому была его уверенность в том, что, формализовав процесс модернизации, можно спровоцировать его консервацию. Между тем, процесс модернизации (улучшений), по сути, является бесконечным. Однако в конце 1970-х гг. назрела потребность обучать и развивать поставщиков компании. И только по этой причине автор положил на бумагу наработки компании, которые создавались уже более тридцати лет. Это первая книга о системе управления, приведшей компанию Toyota к мировому лидерству в автомобилестроительной отрасли.
Автомобильное производство в Японии зародилось в очень непростое время, и разработка всех методов и инструментов производственной системы Тойоты (ПСТ) явилась ответом на возникающие потребности и условия, в которых в тот или иной момент оказывалась компания. Так, нерегулярность и несоответствие поставок требуемым объемам легли в основу концепции выравнивания производства. «Потребность – мать изобретений. Осознание сотрудниками завода его потребностей – это ключ к успешному развитию производства», — говорит Тайити Оно. Сама производственная система Тойоты была создана в ответ на потребность полностью избежать ненужных затрат.
После этого сама компания Toyota попала под пристальное внимание со стороны американских практиков, а исследователи принялись изучать причины успеха компании, прежде всего, на американском рынке. В середине 1980-х годов было запущено несколько проектов по изучению особенностей ПСТ. Самым известным стал Международный проект по изучению автомобильной отрасли, который возглавил Джим Вумек. Тогда же стали появляться и другие книги о ПСТ, в том числе неяпонских авторов. Но книга Тайити Оно на протяжении всего этого времени остается классической. Интересно, что за первые два года существования книги в Японии она переиздавалась 20 раз. С момента опубликования книги в США в 1988 г. она уже в течение 20 лет переиздается в количестве 5000 экз каждый год. Наша страна также не является исключением. Около 3000 экз покупается каждый год. Такая стабильная востребованность книги на разных континентах лишний раз демонстрирует ценность этого издания.
С момента выходы этой книги опыт компании Toyota переняли множество организаций, в том числе и далеких от автомобилестроения. Многие считают, что для успешного внедрения новой системы достаточно знать «как» (know—how) эта система функционирует. Однако если вы хотите преуспеть, вам также необходимо знать «почему» (know—why) она так работает. Каждый метод (инструмент) ПСТ был разработан для решения определенной задачи в изменяющихся условиях. Применяя знания «know—how», можно использовать систему. Но для того, чтобы справиться с возникающими проблемами, таких знаний недостаточно. Лишь глубокое понимание того, почему вы делаете то, что делаете, позволит вам быстро реагировать на изменение ситуации, т.е. обеспечить гибкость новой системы. Книга «Производственная система Тойоты» является источником знаний «know—why». По мнению Тайити Оно, необходимо стремиться к тому, чтобы бизнес-организация была похожа на вегетативную нервную систему человека: «У бизнеса должны быть такие же рефлексы, как у человека. Рефлексы, которые позволяют ему быстро и легко реагировать на небольшие изменения в плане, не обращаясь к головному мозгу (руководству)».
Отец производственной системы Тойоты — великий Тайити Оно, понимая, насколько опасно слепо копировать чужой опыт, показал, что каждое предприятие должно найти свой путь, создать свою систему, исходя из своих особенностей и условий, в которых оно работает. Наряду с сильной мотивировкой необходимо тщательно изучать и анализировать опыт других и быть открытым новым идеям. Именно этому учит Тайити Оно.
Саму книгу можно полистать здесь: http://www.leaninfo.ru/books/toyota-production-system/
Рекомендую:
Производственная система Тойоты: уходя от массового производства
Toyota — секрет её величия. Тойодаизм
Система 5S — как улучшить своё рабочее место
Необходимо ежедневно проверять оборудование
Как это было в Японии — История успеха японской экономики. Часть 1
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Нет комментариев
Трекбеки/Пинги