Тайити Оно – вот где оно, реальное производство

27 Янв 2014 в рубрике Lean в России и мире, Мнение практика, О книгах | Добавьте комментарий

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5 (средний балл: 5,00; оценок:2)
Чтобы оценить запись, необходимо войти в систему.
Загрузка...
Просмотров: 1 620

Тайити Оно – вот где оно, реальное производство

Прошлый год в России оказался богат на травмы: по данным Роструда, за первые 9 месяцев года в России произошло более 6 тысяч несчастных случаев на производстве, в результате которых погибли 1882 человека, тяжелые травмы получили 4218 человек.

Вот только один случай октября 2013-го: в одном из цехов Волгоградского тракторного завода примерно около двух часов дня 55-летняя работница начала обработку деталей на сверлильном станке. Как говорят ее коллеги, мастер была довольно умелой, опытной работницей, и поэтому понять, как произошла трагедия, не может никто. В какой-то момент станок захватил манжет ее рабочей куртки — руку несчастной буквально перемололо. Как мастер, руководитель, могла попасть в такую переделку? Возможно, причина в том, что на заводе, входящем в  концерн «Тракторные заводы» (компания входит в Machinery & Industrial Group N.V.),  до сих пор не внедрили систему бережливого производства. Хотя руководство концерна, судя по интервью Михаила Болотина порталу Управление производством, строит грандиозные планы на будущее.

Но в них я не обнаружил проверенное средство – систему бережливого производства, блестяще описанную в книге Тайити Оно Производственная система Тойоты: уходя от массового производства.

Вот Михаил Болотин говорит вроде бы правильные слова:

Михаил Болотин
Михаил Болотин президент «Концерна «Тракторные заводы»
Мы являемся наследниками и заложниками того, что нам осталось. Для того, чтобы эту старую систему поддерживать, нужны люди. Людей нет. Что делать?.. Роботизировать. У нас изначально к робототехнике относились очень скептически. Если что случится, — все пропало, ничего не работает. В России реально роботы работают только на автосборочных производствах с массовыми конвейерами. А в мире промышленные роботы применяются почти везде, начиная от роботов-укладчиков, маркировщиков и покрасчиков. Они работают 24 часа в сутки, голова в понедельник у них не болит.

Но в книге Тайити Оно не идет речь о роботах, там последовательно описано зарождение и развитие производственной система Toyota, которая успешно функционирует в условиях медленного рынка. И у топ-менеджеров Тойоты не возникает вопрос, который волнует Болотина: В связи с отсутствием промышленной политики, мы не знаем какой объем той или иной техники реально потребуется в том или ином году, чтобы избежать перепроизводства. Нас интересует не то, какова потребность в целом, а то, какова ликвидная потребность. Объявленная академическими экспертами потребность составляет порядка 60 тысяч тракторов. Мы для себя видим рынок в 15 тысяч тракторов. Государство должно определить: 60 тысяч – это рынок ликвидный, рынок прогнозный или академические соображения?

Вот параграф с названием «Как повышать производительность в период медленного роста»

Начинается он с пояснения

Тайити Оно
Тайити Оно
Чтобы автоматизация была эффективной, мы должны внедрить систему, в которой станки распознавали бы сбои и прекращали работу самостоятельно. Иными словами, мы должны придать автоматическому оборудованию элементы человеческого разума, чтобы сделать их автономными и добиться «экономии рабочей силы» вместо «экономии труда».

В компании Toyota, так же как и в концерне «Тракторные заводы» ныне, ощущалась нехватка рабочей силы. Но проблема решалась не с помощью внедрения робототехники. Тайити Оно пишет  о том, что уменьшение количества рабочих означает, что производственная линия или станок могут обслуживаться одним, двумя или любым другим числом работников, что возникновение этой идеи связано с необходимостью исключить потребность в фиксированном количестве рабочих на каждый станок или линию. «Разве не так должны действовать все предприятия в условиях медленного роста? – вопрошает он, — В период быстрого роста любой может повысить производительность. Но многие ли могут добиться этого в более трудных условиях, вызванных медленными темпами роста? Это решающий фактор успеха или несостоятельности предприятия».

Производственная система Тойоты

Истоки успеха компании Toyota не только в кропотливой работе по формированию уникальной производственной системы: в её основе лежит опыт США. Посетив США в 50-е годы General Motors, Ford и ряд других машиностроительных предприятий, Тайити Оно пишет что самое сильное впечатление в Америке на него произвело значительное преобладание супермаркетов над другими видами магазинов. «Такое сочетание, как автомобили и супермаркеты, может показаться странным, — отмечает он. — Но с тех пор, изучив устройство супермаркетов в Америке, мы провели параллель между супермаркетами и системой «точно вовремя». Так, объединив производственную систему Форда и устройство супермаркетов, в компании Toyota стали создавать свою производственную философию.

Какая производственная философия и система выстраивается в концерне «Тракторные заводы»? В открытой печати нет ответа на этот вопрос. Зато есть сведения о том, что идею ежегодного трактор-шоу Михаил Болотин позаимствовал у американской Caterpillar и японской Komatsu, а коллеги называют его основателем «русского Caterpillar». Мумин Аъзамхужаева, глава ООО «Катерпиллар Евразия», в своей деятельности опирается на Дао Toyota. Выступая в МГТУ им. Н.Э. Баумана в феврале 2013 года, он напомнил всем, что в Японии ежегодно уже много лет проводится чемпионат по быстрой переналадке и на заводах создается из работников команда быстрых улучшений.

УМНЫЕ МЫСЛИ НА ЗАМЕТКУ

…если мы рассматриваем как реальный труд лишь необходимую работу, а всю остальную деятельность относим к потерям, то можем вывести следующую формулу, которая будет одинаково верна как для отдельно взятых рабочих, так и для всего предприятия в целом:

СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ = ТРУД + ПОТЕРИ

Реальное повышение эффективности наблюдается тогда, когда потери сводятся к нулю, а производительность труда достигает 100 %. Поскольку в рамках производственной системы Тойоты выпускается лишь необходимое количество изделий, значит, состав рабочей силы нужно оптимизировать так, чтобы ограничить лишние мощности и соответствовать необходимым объемам.

В задачи менеджмента входит выявление избыточной рабочей силы и ее эффективное использование. Нанимать людей, когда бизнес процветает и производство растет, только затем, чтобы увольнять, как только начинается экономический спад, — плохая практика. Менеджерам необходимо с осторожностью относиться к подобным вещам. С другой стороны, сокращение лишних и бесполезных рабочих мест повышает ценность труда в глазах рабочих.

Наиболее продуктивно для меня по объему получаемой жизненно важной информации в области менеджмента именно то время, которое я провожу на заводе, а не в кабинете вице-президента.

Производственный процесс также основывается на командной работе. Так, например, чтобы осуществить процесс превращения сырья в готовую продукцию, может понадобиться 10-15 рабочих. Смысл командной работы заключается не в том, сколько деталей было обработано отдельно взятым рабочим, а сколько единиц продукции сойдет с производственной линии в целом.

Оригинал публикации: http://clip-russia.ru/2014/01/ohno-taiichi/


Об авторе:
доктор исторических наук, профессор кафедры Экономика и организация производства МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель лаборатории Управленческие инновации, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС.

Поделиться с друзьями:


Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях: Facebook или ВКонтакте.
Или следите за новостями бережливого производства по email.



Смотрите также:

 

Leaninfo.ru

Есть вопросы или предложения? Нужен совет?

Напишите нам.

 

Оставить комментарий

replica hublot luxury replica watches