Менеджмент и лидерство. Почему важно понимать разницу?
18 Мар 2013 Вячеслав Марков в рубрике Видео, Интервью, Мнение практика | Добавьте комментарий
Просмотров: 2 000
Джон Коттер рассказывает, в чем заключаются принципиальные различия менеджмента и лидерства, почему важно четко понимать разницу между этими понятиями и быть уверенным, что люди вокруг вас также её понимают. Джон Коттер — профессор кафедры лидерства имени Коносуке Мацуситы в Гарвардской школе бизнеса, автор книги «Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века«.
На мой взгляд, это сильная книга о выдающейся личности в истории бизнеса Коносуке Мацусите (основатель Matsushita Electric, ныне Panasonic). Мацусита был ярким лидером, и многие японцы называли его «богом менеджмента» за способность сочетать стремление к прибыли с гуманистическим отношением к сотрудникам.
Стенограмма рассказа Джона Коттера для тех, кому удобнее читать:
Я расскажу суть вопроса, вернусь немного назад и объясню почему это важно. Суть: нужно чётко представлять себе разницу между лидерством и менеджментом и быть уверенным, что люди вокруг вас также чётко понимают эту разницу.
Менеджмент — это, по существу, ряд процессов, основные из которых планирование, бюджетирование, организация, подбор кадров, контроль и решение проблем. Задача менеджмента состоит в том, что чтобы система — организация, объединяющая людей и технологии, функционировала таким образом, как это задумано, производя товар или услугу вовремя и именно так, как планировалось.
Лидерство же — это ряд процессов, включающих в себя создание видения будущего, стратегию его достижения, донесения этого видения до других таким образом, чтобы они поверили. А затем создание такой среды, которая бы мотивировала этих людей и вдохновляла их на то, чтобы сделать это видение реальностью. И задача лидерства состоит в том, чтобы создать системы, которыми будут управлять менеджеры, или изменить эти системы коренным образом, с тем чтобы они адаптировались к изменениям вне организации, использовали возможности, уклонялись от опасностей, повышали стандарты.
Очевидно, что и то и другое очень важно, но если у вас не будет четкого понимания, что есть что, у вас возникнут проблемы. Вот наиболее типичные. Вдруг в окружении компании что-то происходит. Чаще всего возрастает скорость изменений. Кто-то замечает, что это начинает оказывать влияние на их финансовые результаты. Они приходят и говорят: «Нам надо что-то с этим делать, и очевидно, что нам нужно увеличивать количество и качество лидерства среди топ-менеджеров или среди топ-менеджеров и тех, кто находится непосредственно под ними.» И эти люди действительно стараются настоять на этом. Но они думают, что менеджмент — это лидерство. Поэтому начинают работать над планированием, бюджетированием, организацией. И в определенный момент в компании становится слишком много менеджмента и слишком мало лидерства. А в сегодняшнем мире, если только у вас не монополия, практически невозможно иметь слишком много менеджмента и слишком мало лидерства и при этом — хорошие результаты!
Я видел много форм оценки деятельности сотрудников. Слово «лидерство» употребляется всё чаще. Вот оно, в форме оценки деятельности. И я смотрю на перечень пунктов под ними, половина из них относится к менеджменту. Из-за отсутствия четкого понимания это понятие пытаются втиснуть в систему, в подразделения планирования, набора кадров. А в реальности получается, что поощряются хорошие менеджеры, нанимаются талантливые сотрудники с потенциалом менеджера, а не с потенциалом лидера. И они не решают проблему нехватки лидерства, что помогло бы им справиться с увеличивающейся нестабильностью и изменениями.
Вы должны понимать различия между лидерством и менеджментом, и люди вокруг вас должны их понимать. А если не понимаете — у вас будут проблемы.
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.