Ценность. Азбука бережливого производства
6 Апр 2011 Валерий Казарин в рубрике Азбука бережливого производства | 7 комментариев
Просмотров: 15 560Открываем новую рубрику «Азбука бережливого производства». Каждая новая запись этой рубрики будет посвящена одной узкой теме и состоять из видеоролика-презентации с голосовыми пояснениями и стенограммы сопроводительного текста. Начнем с самых основных моментов.
Первая часть посвящена ценности. В видеоролике и тексте ниже дается определение ценности; описывается, как определить ценность; показаны примеры действий, добавляющих и не добавляющих ценность. Смотрите.
В иллюстрированном глоссарии по бережливому производству Марчвински и Шука дано следующее определение:
«Ценность – это полезность, присущая продукту с точки зрения клиента, и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе».
Так же можно сказать, что ценность – это тот набор свойств и качеств продукта, ради которого клиент его и покупает.
Очень важно понимать, что производитель не может точно знать всей ценности производимого продукта – он может только предполагать, какова эта ценность. Ценность любого продукта или услуги определяет только потребитель.
Для того, чтобы понять ценность продукта, необходимо провести исследование мнений клиентов, например, в виде опроса. Фактически, вы должны прийти к вашему клиенту и спросить его – что именно имеет для него ценность в этом продукте или услуге.
Один и тот же продукт или услуга могут иметь разную ценность в глазах разных клиентов. Чтобы уточнить понятие ценности продукта (услуги) нужно разделить всех клиентов на группы. Разные группы потребителей будут отличаться тем, как или для чего они используют приобретаемый продукт (услугу).
В качестве примера я привел фотографии нескольких автомобилей. Глядя на них вы легко представите, какие требования предъявляют потребители, выбирай тот или иной автомобиль. Для многодетной городской семьи нужен недорогой, но вместительный минивен, на котором легко выбраться за город всей семьей. Для преуспевающего бизнесмена нужен символ богатства или престижа в виде дорогого спортивного автомобиля. Для жителя бедной экваториальной страны важнее всего возможность быстро доехать до места назначения. А для садовода-любителя важна возможность довезти до дачи не только тещу, но и кучу вещей.
Как создается ценность?
Ценность создается в ходе выполнения производственных процессов или процессов оказания услуги. Действия, которые выполняются в этом процессе, могут создавать, а могут и не создавать ценность для потребителя.
Что такое действия, создающие ценность?
Это любые действия, которые добавляют ценность продукту (услуге) в глазах конечного потребителя. Т.е. те действия, которые, собственно, и создают те свойства и качества продукции или услуги, которые нужны нашему потребителю.
Вот несколько примеров:
- Полирование столешницы для кухонного стола
- Расчистка тротуаров после снегопада
- Установка набойки на каблук женского сапога
- Сборка корпуса автомобиля
- И даже надувание воздушного шарика гелием.
Это те действия, которые превращают продукт именно в то, что требуется потребителю.
Что такое действия, не создающие ценность?
Это любые действия, которые потребляют ресурсы (материалы, время, деньги, человеческий труд), но при этом не добавляют ценности продукту или услуге в глазах конечного потребителя.
Так же приведу несколько примеров.
- Это может быть оформление накладной на внутреннее перемещение материалов со склада в производство
- Ожидание согласующей подписи под заказом
- Исправление дефекта сборки холодильника
- Создание страхового запаса сырья.
Если вы задумаетесь, то все эти действия бесполезны для конечного потребителя, и если вы ему скажете: «уважаемый клиент, ты должен заплатить за всю эту нашу работу», он скорее всего усмехнется и уйдет. Уйдет к другому производителю.
Очень важно понимать, что действия, не создающие ценности, могут делиться на две категории. Это действия, от которых можно избавиться, и действия, которые необходимо выполнять в силу разных условий. Например, по требованию законодательства.
В приведенных выше примерах, оформление накладной на внутреннее перемещение как раз является действием, которое необходимо выполнять в силу требований законодательства. Иначе мы просто не имеем права производить нашу продукцию.
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Спасибо, Валерий. Очень полезная рубрика!
Интересно, но мало. В данный момент руковожу проектом по созданию и внедрению системы бережливого производства в механосборочном цехе машиностроительного завода. пока учусь сам и обучаем команду. Хотелось бы что-то практического
Вячеслав,
это именно «азбука» — основы основ. Практические примеры есть как на здесь, на leaninfo.ru, так и на leanzone.ru (задайте вопрос на форуме — наверняка помогут) и у меня — на wkazarin.ru.
Хорошая попытка объяснить доступно фундаментальные понятия. Однако, насколько я понимаю, с терминами и их интерпретацией не всё так просто.
Value = ценность, стоимость.
Value Added = добавленная ценность/стоимость, прибавочная стоимость (см. труды К.Маркса и др.)
Что создается в процессе производства?
Что создается в процессе оказания услуг?
Какое отношение к данной презентации может иметь НДС?
Величина НДС = величине созданной «ценности» в денежном выражении?
Что говорят экономические теории?
Александр,
слово ценность имеет массу значений. Здесь указано определение, используемое в бережливом производстве.
НДС к ценности никакого отношения не имеет. С т.з. бережливого производства я бы отнес НДС к категории муда первого рода — ни производителю, ни потребителю он не нужен, но отказаться от него нельзя — это требование государства. (значимость государства для бизнеса оставим за скобками — это скорее философский вопрос, чем вопрос бережливого производства)
Спасибо за создание ЛИН-азбуки!
Изложенный материал поможет всем, и новичкам , и продвинутым специалистам более глубже понять основы бережливого производства, да и просто поможет привести в порядок информацию («разложить все по полочкам»).
Мне странно, что Альпина Бизнес Букс не переиздает иллюстрированный глоссарий по бережливому производству — за 6 лет с момента первого издания темой бережливого производства в России заинтересовалось очень много предприятий…